Суббота, 17.11.2018, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 42»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Сведения об образовательной организации
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1294
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Интернет приемная
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Пояснительная записка к учебному плану основного общего и среднего (полного) общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    К  УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

 МАОУ СОШ № 42 ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

 ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

             Учебный план  МОАУ СОШ № 42 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан   составлен    на основе  следующих нормативных документов:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1(ред.  от 02.02.2011) «Об образовании» (ст. 15 и ст. 32);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 19.03. 2001 г. № 196, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации  и с изменениями  и дополнениями от 19 марта 2001 года № 196;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 312 «Об утверждении федеральных базисных учебных планов и примерные  учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (в ред.  Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 03.06. 2011 г. № 1994);

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 24 июня 2011 г. № 933 «О рекомендуемом  базисном учебном плане и  примерных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2011-2012 учебный год»;

 Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

Устав  МАОУ СОШ № 42 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района  городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Учебный план МАОУ СОШ № 42  определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.

В учебном плане представлено  годовое распределение часов,  которое  строится на принципах дифференциации и вариативности.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) продолжительность урока в 5-11 классах  не более 45  минут.   МАОУ СОШ № 42  работает  по шестидневной учебной неделе.

В учебном плане  МАОУ СОШ № 42 установлено  соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.

В федеральном компоненте регионального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов.

Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для изучения башкирского языка как государственного, родных языков, предметов регионального компонента, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

Учебный предмет «Физическая культура» в V-XI классах изучается в объеме 3 часов в неделю в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

 

I.                  ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образовании,  он рассчитан на 35 учебных недель в год.

В IX классе часы компонента образовательного учреждения отводятся  на организацию предпрофильной подготовки обучающихся (русский язык и литература, математика, химия).

  По учебному плану МАОУ СОШ № 42 с V-IX класс изучаются русский язык, литература, башкирский язык как государственный, иностранный язык.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с V-IX класс в объеме 3-х часов в неделю. 

 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности изучается с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».

Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».

Учебный предмет «Искусство» изучается  в V – VII как «Музыка» и «ИЗО», а в VIII и  в IX классе как «Черчение».

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе.

Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана в соответствии с профилем класса.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы используются для преподавания интегрированного учебного предмета «История и культура Башкортостана».

Часы регионального (национально-регионального) компонента - башкирского языка как государственного, родных языков, истории и культуры Башкортостана  в МАОУ СОШ № 42 с V-IX класс сохранены, так как  именно в этом  возрасте формируются такие базовые мировоззренческие позиции, как этнонациональная самоидентификация, отношение к другим народам и культурам, традициям. Огромная роль в этих процессах принадлежит освоению родного  языка, функционирующих в социуме.  С усвоением родного языка связано формирование у обучающихся патриотических чувств и толерантности.

В МАОУ СОШ №42 система национального образования стабильна.  Одним из серьезных достижений национального образования Республики Башкортостан является принятие Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», в связи с этим с целью сохранения преемственности  из начальной ступени в среднюю и социальным заказом родителей.  В   учебном плане  МАОУ СОШ № 42 на 2011 - 2012 учебный  год  школа сохранила часы предметов регионального компонента на  ступени основного общего образования.

 

II. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах МАОУ СОШ № 42, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и  социального заказа  родителей.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Принципы построения учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане,  выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

МАОУ СОШ № 42 выбраны различные сочетания базовых и профильных учебных предметов с учетом норматив учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.   Такой подход представляет  широкие возможности организации нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»,

а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле. «Обществоведение», «Право», «Экономика» - в социально-экономическом профиле.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Региональный (национально-региональный) компонент для Х-Х1 классов представлен предметом «Родной язык и литература». Будут  изучаются  русский, башкирский и татарский языки.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1)            развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2)             «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3)            удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.

Введен в качестве обязательного учебный предмет «Иностранный язык» в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне».

В социально-гуманитарном профиле предмет «Естествознание» ведется отдельными учебными предметами («Биология», «Физика», «Химия»).

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые преподаются в составе данного предмета. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

Для составления учебного плана МАОУ СОШ № 42 для профильного обучения включено:

- обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента).

- не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов. Эти часы также использовались для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

При составлении учебного плана учитывалось, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения в МАОУ СОШ № 42, при проведении занятий по «Иностранному языку», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: при наполняемости 25 и более человек, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Учебный предмет «Родной  язык и литература» в 10-11 профильных классах представлен русским, башкирским и татарским языками.

 

 

 

 

 

 

 

Уфимский международный салон образование-2018
Электронный журнал
Электронное образование
Школьное питание
Фонд школы
ИРО РБ
Сайт администрации Уфы
МОиН РФ
Обрнадзор РБ
Телефон доверия

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Если Тебе необходима помощь психолога, Ты нуждаешься в добром слове, совете, поддержке, Тебе очень плохо и одиноко, хочется поговорить… Звони «Детский телефон доверия» 8-800-2000-122

8-800-7000-183


Copyright MyCorp © 2018
Хостинг от uCoz