Понедельник, 18.02.2019, 15:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 42»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Сведения об образовательной организации
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1309
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Пояснительная записка к учебному плану основного общего и среднего (полного) общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА    К  УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

 МАОУ СОШ № 42 ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

 ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

             Учебный план  МОАУ СОШ № 42 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан   составлен    на основе  следующих нормативных документов:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1(ред.  от 02.02.2011) «Об образовании» (ст. 15 и ст. 32);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 19.03. 2001 г. № 196, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации  и с изменениями  и дополнениями от 19 марта 2001 года № 196;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 312 «Об утверждении федеральных базисных учебных планов и примерные  учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (в ред.  Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 03.06. 2011 г. № 1994);

Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 24 июня 2011 г. № 933 «О рекомендуемом  базисном учебном плане и  примерных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2011-2012 учебный год»;

 Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

Устав  МАОУ СОШ № 42 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района  городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Учебный план МАОУ СОШ № 42  определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.

В учебном плане представлено  годовое распределение часов,  которое  строится на принципах дифференциации и вариативности.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) продолжительность урока в 5-11 классах  не более 45  минут.   МАОУ СОШ № 42  работает  по шестидневной учебной неделе.

В учебном плане  МАОУ СОШ № 42 установлено  соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент – не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения – не менее 10 процентов.

В федеральном компоненте регионального базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов.

Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для изучения башкирского языка как государственного, родных языков, предметов регионального компонента, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

Учебный предмет «Физическая культура» в V-XI классах изучается в объеме 3 часов в неделю в соответствии с приказом Минобрнауки России от 03 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

 

I.                  ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образовании,  он рассчитан на 35 учебных недель в год.

В IX классе часы компонента образовательного учреждения отводятся  на организацию предпрофильной подготовки обучающихся (русский язык и литература, математика, химия).

  По учебному плану МАОУ СОШ № 42 с V-IX класс изучаются русский язык, литература, башкирский язык как государственный, иностранный язык.

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается с V-IX класс в объеме 3-х часов в неделю. 

 «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности изучается с VIII класса – как самостоятельный учебный предмет.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».

Учебный предмет «География» сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».

Учебный предмет «Биология» сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».

Учебный предмет «Искусство» изучается  в V – VII как «Музыка» и «ИЗО», а в VIII и  в IX классе как «Черчение».

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе.

Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения используются для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана в соответствии с профилем класса.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе – 1 час в неделю учебного предмета «География» и 1 час в неделю учебного предмета «Биология»; в VIII классе – 1 час в неделю учебного предмета «Искусство» и 1 час в неделю учебного предмета «Технология»; в IX классе – 1 час в неделю учебного предмета «История». Указанные часы используются для преподавания интегрированного учебного предмета «История и культура Башкортостана».

Часы регионального (национально-регионального) компонента - башкирского языка как государственного, родных языков, истории и культуры Башкортостана  в МАОУ СОШ № 42 с V-IX класс сохранены, так как  именно в этом  возрасте формируются такие базовые мировоззренческие позиции, как этнонациональная самоидентификация, отношение к другим народам и культурам, традициям. Огромная роль в этих процессах принадлежит освоению родного  языка, функционирующих в социуме.  С усвоением родного языка связано формирование у обучающихся патриотических чувств и толерантности.

В МАОУ СОШ №42 система национального образования стабильна.  Одним из серьезных достижений национального образования Республики Башкортостан является принятие Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», в связи с этим с целью сохранения преемственности  из начальной ступени в среднюю и социальным заказом родителей.  В   учебном плане  МАОУ СОШ № 42 на 2011 - 2012 учебный  год  школа сохранила часы предметов регионального компонента на  ступени основного общего образования.

 

II. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах МАОУ СОШ № 42, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и  социального заказа  родителей.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Принципы построения учебного плана для X-XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане,  выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

МАОУ СОШ № 42 выбраны различные сочетания базовых и профильных учебных предметов с учетом норматив учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.   Такой подход представляет  широкие возможности организации нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности»,

а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными учебными предметами в естественнонаучном профиле. «Обществоведение», «Право», «Экономика» - в социально-экономическом профиле.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Региональный (национально-региональный) компонент для Х-Х1 классов представлен предметом «Родной язык и литература». Будут  изучаются  русский, башкирский и татарский языки.

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

1)            развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2)             «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3)            удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.

Введен в качестве обязательного учебный предмет «Иностранный язык» в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне».

В социально-гуманитарном профиле предмет «Естествознание» ведется отдельными учебными предметами («Биология», «Физика», «Химия»).

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые преподаются в составе данного предмета. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

Для составления учебного плана МАОУ СОШ № 42 для профильного обучения включено:

- обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента).

- не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов. Эти часы также использовались для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

При составлении учебного плана учитывалось, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности.

При наличии необходимых условий и средств для организации профильного обучения в МАОУ СОШ № 42, при проведении занятий по «Иностранному языку», «Физической культуре», а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: при наполняемости 25 и более человек, в том числе изучения элективных учебных предметов, возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

Учебный предмет «Родной  язык и литература» в 10-11 профильных классах представлен русским, башкирским и татарским языками.

 

 

 

 

 

 

 

...
Интернет приемная
Горячая линия
Электронный журнал
Электронное образование
Школьное питание
Фонд школы
ИРО РБ
Сайт администрации Уфы
МОиН РФ
Телефон доверия

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Если Тебе необходима помощь психолога, Ты нуждаешься в добром слове, совете, поддержке, Тебе очень плохо и одиноко, хочется поговорить… Звони «Детский телефон доверия» 8-800-2000-122

8-800-7000-183

Обрнадзор РБ

Copyright MyCorp © 2019
Хостинг от uCoz